Здравствуйте, уважаемые посетители нашего сайта!
На этой страничке нашего сайта, мы познакомим Вас с работой нашего детского сада по экологическому воспитанию детей.
Все хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них ЭКОЛОГИЯ стала
Не наукой, а частью души!
В наше время проблемы экологического воспитания являются одними из первостепенных и им уделяют все больше внимания. Почему же эти проблемы стали актуальны?
Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался ее дарами, не задумываясь о последствиях. И вот существующие экологические изменения на планете побуждают ныне живущих людей глубже вникать в суть данной проблемы.
В нашем детском саду все педагоги во всех возрастных группах уделяют большое внимание воспитанию у дошколят бережного отношения к природе.
Цель и задачи экологического воспитания в детском саду
В соответствии с ФГОС ДО основная цель экологического воспитания —воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним.
Для достижения этой цели решаем следующие задачи:
- уточнять, систематизировать и расширять знания детей о растениях, животных и явлениях природы.
- формировать осознанное понимание взаимосвязей в природе.
- развивать эмоционально-доброжелательное отношение к живым объектам и осознанного отношения к себе, как активному субъекту окружающего мира.
- развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.
- пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей.
Направления экологического воспитания детей дошкольного возраста:
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
- развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Нормативно-правовые документы, которые должны учитываться при работе с детьми по экологическому воспитанию:
- Закон “Об образовании в Российской Федерации”
- Федеральный закон РФ “Об охране окружающей среды”
- ФГОС ДО
В нашем детском саду организована деятельность по экологическому воспитанию дошкольников, в рамках данной деятельности мы используем следующие формы и методы:
- Экологические экскурсии, целевые прогулки
- Экологические акции
- Лаборатория юного эколога
- Экологические выставки
- Экологические сказки, развлечения, игры и конкурсы
- Экологические игры
- Наблюдения
- Заполнение календаря природы
- Моделирование
- Экологические мини-музеи.
- Экологические проекты с участием педагогов, воспитанников и их родителей.
Сравнительно новой формой работы с дошкольниками являются экологические проекты, в рамках которых дети и взрослые проводят исследовательскую работу. Использование проектов позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.
Цель проектов — создать условия для подготовки детей к обучению основам экологии, сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности: познавательную, исследовательскую, творческую(художественно-эстетическую), коммуникативную.
В нашем детском саду экологические проекты реализуются с воспитанниками 3 — 7 лет, с участием родителей.
- Проект «Загадки комнатных растений»
- Проект «Поможем воде стать чистой»
- Проект «Научно — исследовательская станция «Арктика»
- Проект «Наш огород»
- Проект «Чудо — огород на окошке растет»
Важным условием эффективности нашей работы является создание эколого-развивающей среды. В каждой группе создан экологический уголок, который содержит различные дидактические игры, правила поведения в природе, тематические альбомы, календари природы, книжки-самоделки, макеты явлений природы, природные материалы, материалы для экспериментирования, книги и т.д. Воспитатели групп с помощью родителей и при участии воспитанников придают своим уголкам неповторимость и своеобразие, постоянно обновляя и пополняя их. Значительное место в среде занимают дидактические пособия «Лепбук» на самые разные темы: «Экология», «Птицы» «Животные КБР» и т.д.
Для использования в работе с детьми в детском саду создана медиотека, где собраны видеопрезентации и фильмы на тему природы, аудиотека со звуками природы (шум ветра, дождя, грозы, голоса птиц и животных и т.п.).
На территории детского сада функционируют экологическая тропа и огород. В зимний период организуется «Птичья столовая».
Педагогами ежегодно проводится ряд мероприятий, целью которых является обогащение детских представлений об объектах природы, их знакомство с правилами поведения в природе, развитие у детей эмоциональной отзывчивости, желания беречь и охранять природу. Многие мероприятия стали уже традиционными: конкурсы рисунков и чтецов, конкурсы-выставки поделок из природных и бросовых материалов, экскурсии к городскому пруду, к фонтану, в городской парк, краеведческий музей, различные акции: «Покормите птиц зимой», «Сбережем ель – красавицу лесную», «Берегите первоцветы», «Синичкин день» и др.
Экологическое воспитание в семье
Люди осваивают природу, изменяют ее и, изменяя и преобразуя ее, изменяются и сами. Чувство природы, связанное с заботой о ней, преумножением ее богатств, обогащает самого человека, способствует его патриотическому, эстетическому, эмоциональному, нравственному и трудовому воспитанию. Сама жизнь призывает Вас, уважаемые родители, к тому, чтобы Вы учили детей с ранних лет понимать и ценить красоту и богатство родной природы. Любовь к ней зарождается на первых же прогулках. Детские впечатления обычно самые сильные, поэтому усвоенные в детстве правила поведения в природе и бережное отношение к ней ребенок, а в будущем взрослый человек, проносит через всю жизнь. К тому же общение с природой и для ребенка, и для родителей – источник здоровья.
В наше время Ваш гражданский родительский долг состоит прежде всего в том, чтобы сформировать у ребенка отвечающую требованиям современности психологическую позицию отношения к природе.
ПРИВИВАЙТЕ ДЕТЯМ НАВЫКИ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ
- Ходить в лесу, в парке надо по дорожкам. Помни: в траве много маленьких животных, их можно нечаянно раздавить.
- Не рви цветы, а любуйся их красотой.
Помни: сорванные растения быстро гибнут и не дадут семян. Многие из этих растений занесены в Красную книгу.
- Не лови бабочек и других насекомых. Помни: они украшают природу и опыляют растения.
- Не разрушай муравейники. Муравьи по хвоинке, по соломинке строили свой дом. Помни: муравьи – санитары леса.
- Не оставляй мусор в лесу, в парке. Помни: это дом для животных, в нем должно быть чисто.
- Разжигай костры только в специально приготовленном месте, а потом тщательно потуши его. Помни: на земле после костра пять лет не вырастет ни одно растение.
- Не сбивай несъедобные грибы. Помни: эти грибы пища и лекарство для диких животных.
Надо прививать любовь ребенка ко всему живому, будь то даже малосимпатичные существа.
ОТВЕЧАЙТЕ НА ВОПРОСЫ ДЕТЕЙ
1. Почему Землю называют общим домом?
2. Что необходимо человеку и всему живому на этой Земле?
3. От чего гибнут растения, деревья, травы, животные, часто болеют люди?
4. Кто и как загрязняет нашу планету?
5. Как помочь планете, нашей природе, чтобы она была здорова?
6. Как сделать так, чтобы было вокруг чисто и красиво?
7. Что такое экологические катастрофы?
8. Кто виноват в экологических катастрофах?
Учите детей задавать вопросы.
Не оставляйте эти вопросы без внимания!
НАУЧИТЕ ДЕТЕЙ:
• узнавать, какое влияние оказывает вода, земля, воздух, огонь на растительный и животный мир, на птиц и людей;
• вести осознанное наблюдение в ходе выполнения простейших опытов, находить занимательные необычные факты, задавать вопросы о них; высказывать простейшие аргументированные суждения по возникающим проблемам;
• приобщаться к окружающей природе, как к дому, в котором они живут, как к живому миру, наполненному тайнами и загадками;
• беречь окружающую природу;
заботиться обо всем живом вокруг;
• убирать за собой мусор и помещать его в мусорные контейнеры.